Игумен Киприан: "Наша страна станет сильной державой!"

  2016 год отмечен в Республике Коми 95-летием ее образования и объявлен в нашей стране Годом российского кино. В рамках этих знаковых событий с 1 по 9 марта пройдет акция Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» – «Дни Доброго кино в Республике Коми», которая представит зрителям специальную программу мероприятий и кинопоказов фильмов-лауреатов Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

Проект является некоммерческим – вход на  все кинопоказы и мероприятия для зрителей бесплатный. Одна из площадок проведения  - Белый зал Дома Епископа. Фильмы на ней будет представлять сам автор и создатель проекта «Паисий Святогорец» игумен Киприан (Ященко), сообщает пресс-служба "Комикиновидеопроката".

Предлагаем вашему вниманию интервью с игуменом Киприаном.

– Батюшка, в прошлом году вы приняли участие в съемках фильма «Паисий Святогорец». Фильм будет демонстрироваться на фестивале?

– Надеемся, что да. Фильм – шестисерийный, снят по житию Паисия Святогорца, одного из выдающихся святых нашего времени. Пока еще мало кто понимает, что фактически это второй Серафим Саровский.

В работе над фильмом мы соприкоснулись со множеством людей, которые получили дух и дар Паисия, помощь Паисия. Удивительно, что фильм открыл перед нами свойства душеполезного кино. Через него некоторые получают дар общения с Паисием. Ребята-семинаристы рассказывали, что после просмотра фильма у них открылась молитва. Я говорю: «А что, вы до этого не молились?» – «Такой молитвы – непосредственной, когда предстоишь перед Богом, – не было...»

У кого-то открылось покаяние. Кому-то стало стыдно за свою жизнь, за свои грехи. Если человек смотрит этот фильм непредвзято, вглядываясь в самого себя, он может получить много оснований для того, чтобы правильно оценить, что происходит, и изменить свою жизнь к лучшему. Для фестиваля, конечно, шесть часов – многовато, подготовим сокращенную версию, часа на два.

– А кто вас благословил снимать этот фильм?

– Один из ближайших учеников Паисия Афонский старец Евфимий. Те, кто окормлялся у Паисия Святогорца, теперь окормляются у Евфимия. Он убедил нас в том, что именно русские кинематографисты могут снять фильм о Паисии Святогорце, что греки на это не способны.

В этом фильме я выступил в качестве руководителя проекта. Хотя больше молился за съемочную группу, чтобы монтаж был хороший, давал советы.

– Вы же и снялись в фильме – как один из ведущих?

– Это скорее по недоразумению, обстоятельства заставили. Когда мы начали делать фильм, выяснилось, что афонские монахи сниматься отказались. Ведущий должен был проходить по местам, связанным с Паисием, и рассказывать о них на камеру, но афонские монахи сказали, что суть их делания состоит в молчании. Афон проповедует молчание. Молчание – тайная молитва Богу. Человек, тайно молящийся Богу, пребывает в Нем, получает благодать, этой благодатью делится. Даже наши предложения монахам помолчать в фильме не подействовали, и пришлось по просьбе режиссера и сценариста попробовать себя в роли такого молчащего афонского монаха.

Старец Паисий – это выдающийся святой нашего времени. Личность, которая фактически создала совершенно новое – практическое, не книжное – богословие. Некоторые монахи на Афоне говорят: «А что он такого сказал? Мы все то же самое говорим, то же самое пишем». Но, во-первых, он сказал это с благодатью, по благодати. А во-вторых, у него был дар сказать простыми словами для простых людей, отказавшись от богословской терминологии. Вот открываешь книжки и афонских монахов, и наших богословов – они пишут о синергии Бога и человека, используют всякие термины. А ты скажи по-простому. Святитель Иннокентий Иркутский говорил, что, если вы не можете ребенку на простом языке объяснить Божественную истину, значит, вы ее не знаете или не понимаете. А Паисий этой истиной обладал, он мог объяснить ее и ребенку, и неграмотному, и богослову.

У него духовно окормлялись – не только духовно, но и научно – крупнейшие богословы Греции. Приезжали, брали благословение: писать статью на эту тему или не писать. А если писать, то как. Старец с образованием в три класса благословлял академиков. Не все сводится к формальным книжным знаниям. Лучше узнавать по плодам, по тому, как человек живет.

Господь сподобил встретиться с его родственниками, с его старшим братом Рафаилом. С ним мы полдня беседовали, и он спросил: «Отец Киприан, скажи, сколько мне еще жить? Мне больше 90, я уже не могу…» Он напомнил мне библейского старца Симеона, который до чего-то должен дотянуть, до какого-то события – хотя физически изможден, страдает, жить уже невмоготу.

- А что такое для России Земля обетованная?

– Земля обетованная – это то, о чем говорил преподобный Серафим Саровский. Он предсказывал, что будет возрождение России, наша страна станет сильной державой. Это не значит, что мы пойдем занимать какие-то территории. Речь идет о другом образе жизни – угодном Богу.

Самый великий народ в мире – русский, я глубоко в этом убежден. Потому что наш народ выше, чем любые узкие – корпоративные, семейные, национальные – интересы. Это самый вселенский народ, который переживает за всю вселенную, и молится за всю вселенную, и держит всю вселенную.

Это, к сожалению, мало кто понимает – и те, кто правит, и сам народ.

*** Игумен Киприан (Ященко). В 1974 г. окончил Педагогический институт г. Хабаровска. В 1987 г. ему была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук за кандидатскую диссертацию на тему: «Педагогические условия выбора профессии». Пострижен в монашество 20 августа 1994 г., рукоположен во иеродиакона 9 октября 2001 г., рукоположен во иеромонаха 9 февраля 2003 г. Преподаватель Педагогики в МДС с 1999 г. Проректор Высших богословских курсов при Московской православной духовной академии. Сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви с 1997 г., заведующий кафедрой педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 1996 г., декан педагогического факультета ПСТГУ с 1998 г., ректор Института экспертизы и государственно-конфессиональных отношений, председатель правления Центра педагогических исследований «Покров» с 2001 г. , главный редактор газеты «Воскресная школа» с 1997 г. Удостоен сана игумена в 2008 г.