Татьяна Румянцева - это та самая девушка, которая открыла мир "ИКЕА" Сыктывкару, став основательницей "ИКЕА Коми". Затем был первый декрет, потом второй, и вот новый проект - ландшафтная студия в Сыктывкаре. Сегодня у нас есть возможность поговорить с Таней о том, как выйти из зоны комфорта, овладеть ещё одной специальностью с двумя детьми на руках и открыть абсолютно новый для Сыктывкара бизнес
— Можно проследить твой путь к профессии или это внезапное желание? Что привело тебя в эту сферу?
— Я достаточно недавно в этой сфере, и моё путешествие в мир ландшафтного дизайна только начинается. В 2016 году появилась необходимость благоустройства собственного участка, и я подписалась на нескольких ландшафтников в Инстаграме. Читая статьи и слушая вебинары в духе "дизайн своего сада", я ловила себя на мысли, что мне очень интересна эта область. Потом я решила пройти курс "для себя", честно говоря, с первого раза закончить его мне не удалось - родился Эдик (второй ребёнок Татьяны. - Ред.), и к прохождению курса я вернулась только спустя 9 месяцев, но в процессе учебы я поняла, что двухмесячного курса мне мало: я хочу получить больше знаний и заниматься этим не только для себя, но и в перспективе создавать сады на радость заказчикам.
Семинар в «Зеленой стреле»
— Где обучают ландшафтному дизайну?
— В Сыктывкаре специальность "Ландшафтный архитектор" есть в СЛИ, но в современном мире ты можешь не ограничиваться только вузом или курсами своего города, а выбирать из огромного количества обучающих платформ в интернете и учиться в своем графике в удобное время. И я нашла дистанционное обучение по специальности "Ландшафтный дизайн и садово-парковое строительство" в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки. Кроме того, я подписана на почтовые рассылки, получаю информацию о различных вебинарах и постоянно их слушаю. Также я езжу на семинары, которые проводит международный ландшафтный центр "Зеленая Стрела". И недавно у меня начался еще один курс непосредственно по устройству и ведению ландшафтного бизнеса, документообороту внутри компании и с заказчиками. Еще одним из способов своего обучения я выбрала чтение зарубежной профильной литературы и журналов на английском языке. Тут я, можно сказать, убиваю даже не двух, а трех зайцев: изучаю мировую (чаще европейскую) практику озеленения, отслеживаю новые тренды ландшафтного дизайна и обогащаю свой словарный запас профессиональной терминологией. С этой же целью я завела себе второй аккаунт в Инстаграме с запоминающимся названием @gnom_agronom ("Гном Агроном". - Т.Р.), где делюсь небольшими ландшафтными заметками с английским переводом.
— Тяжело выходить из зоны комфорта и овладевать новой специальностью «на ногах»?
— Конечно, с двумя маленькими детьми не просто отыскать время на чтение лекций и прослушивание вебинаров, но учеба меня сильно дисциплинирует. Я могу слушать вебинары за рулем или пока готовлю, читаю лекции и статьи в телефоне, когда приходится ждать старшую дочь с кружков. Сейчас уже младший сын ходит в сад, и я могу заниматься не только во время тихого часа или ночью, но и полноценно в дневные часы. Без поддержки семьи, безусловно, осваиваться в новой профессии было бы нереально. У нас с мужем не принято дергать друг друга по мелочам, и мы стараемся всегда договариваться. Например, в решении пойти учиться на ландшафтного дизайнера принципиально муж был "за", но были некоторые спорные моменты, которые мы смогли конструктивно обсудить, и уже в выборе дистанционного обучения он меня поддержал. И мои родители всегда остаются с детьми на время моих поездок на семинары, за что им огромное спасибо. Мои друзья с неподдельным интересом спрашивают: "Как там с учебой дела?" и даже внимательно слушают о трендах озеленения в Европе. Из окружения хоть и долетало: "Ну какой ландшафтный дизайн в Сыктывкаре", но самый близкий круг все-таки не подвел и поддержал.
— Кто может заниматься ландшафтным дизайном?
— Мне кажется, что бы заниматься ландшафтным дизайном нужно любить природу, в первую очередь, природу своего края. Внимательно, разумно и бережно относиться к ней. Возможно даже давать клятву: "Торжественно клянусь посвятить свои знания и умения сохранению окружающей среды". Погружаясь в профессию, я сталкиваюсь с разными взглядами и разными подходами. Я говорю об обильном использовании гербицидов и пестицидов или излишнем применении синтетических материалов, например, геотекстиля там, где в этих материалах нет необходимости. Поэтому скажу так: чтобы быть ландшафтником, обязательно надо быть человеком честным и ответственным, а уж что вас будет двигать в профессии — творческое начало или аналитические способности и умение видеть зеленые объемы — не так принципиально, хотя, например, в изучении вертикальной планировки мое физико-математическое образование было не лишним.
Отработка минималистичных графических паттернов в туши
— Ландшафтный дизайн – это искусство?
— Это действительно можно назвать искусством, я знаю людей, которые используют совершенно разные техники визуализации ландшафта: эскиз на планшете, скетч маркерами или даже пером и тушью. (скетч - это быстрая зарисовка. - Т.Р.) И у каждого из них это абсолютно уникальные картинки, хотя художниками они при этом не являются и не стремятся ими быть. А когда проект воплощен на участке - тут уже играют роль свет, объемы, текстуры, оттенки, живая и неживая природа. И сразу становится очевидно, что умение создать гармоничное пространство - это искусство. Например, перо, как инструмент создания эскиза, на меня произвело огромное впечатление, когда в конце февраля я была на семинаре у Эдуарда Кичигина: как с помощью туши и достаточно минималистичных образов можно создать завершенный эскиз и получить, как модно говорить, wow-эффект. Тушь очень текстурная, драматичная, и эскиз выполненный в туши выглядит эксклюзивно и дорого. Маркеры - это моя любовь, они меня приводят в восторг: когда ты берешь разные цвета и создаешь картинку, как с открытки. В марте я была на Весенней Ландшафтной Школе в Питере, и один из посещенных мною семинаров был как раз по визуализации в маркерах. Если эскиз плана в маркерах и может выглядеть как быстрый скетч, то построение изометрической визуализации (как данная часть участка будет выглядеть объемно. - Т.Р.), особенно с соблюдением масштаба - это самая настоящая начертательная геометрия. Просто потом все раскрашивается для наглядности и реалистичности.
— Какие вложения необходимы, чтобы стать дизайнером «с нуля»?
— Прежде всего, из ресурсов нужно время для освоения огромного объема информации: геодезия, почвоведение, дендрология, цветоводство, ландшафтная графика — это не полный список того, в чем нужно разбираться ландшафтному дизайнеру. Если говорить о финансовых затратах, то любые полноценные курсы с сертификатами или дипломом, конечно, будут стоить прилично, и, в зависимости от срока обучения, цена будет варьироваться от 7-10 тысяч рублей за месячные онлайн-курсы, цена может быть и выше. При этом много обучающих уроков, лекций, блогов хороших специалистов есть в свободном доступе в сети.
Учебный процесс - семинар по вертикальной планировке
— Для работы нужен офис, или творить можно и на скамейке в парке?
— На скамейке в парке можно поймать вдохновение и нарисовать эскиз, а работать лучше за столом. Некоторые идеи приходят в совершенно неожиданные моменты, хотя целый офис для одного ландшафтного дизайнера разумеется не нужен. Нужно просто начать действовать: свой проект "ИКЕА Коми" я начинала с создания группы Вконтакте, сидя на кухне, и через год мы были крупнейшим клиентом корпоративного отдела "ИКЕА Теплый Стан" (Татьяна продала "ИКЕА Коми" в середине 2017 года. - Ред.).
— Целевая аудитория дизайнеров — какая она?
— Целевая аудитория в основной своей массе — это, как называют их дизайнеры, "коттеджники". В последнее время строительство частных домов и коттеджей активно развивается, и человеку всегда хочется обустроить приятное пространство вокруг. Кто-то делает это самостоятельно, а кто-то зовет дизайнера. Также принято делить целевую аудиторию еще и на бюджетные организации, бизнес-сегмент и премиальные объекты.
— Ладншафтный дизайн — востребованная сфера деятельности в Сыктывкаре? Сыктывкарские заказчики — какие они?
— Мои заказчики сейчас — это коттеджники, друзья и знакомые, которые узнали обо мне по сарафанному радио.
— Это сезонная работа? Как много времени требуется на создание проекта?
— От создания эскиза до его полной реализации может пройти несколько лет. Логичнее всего, если ландшафтный дизайнер оказывается на участке еще до того, как заложен фундамент, но чаще всего до ландшафта руки и средства доходят тогда, когда строительные работы по дому завершены. Работа ландшафтного дизайнера ни в коем случае не сезонная. Сезонной ее можно назвать у нас на севере, за счет высокого снежного покрова, и то это касается только работы "в полях". Если разбить по сезонам идеальный цикл, то он примерно такой: осенью нужно собирать информацию по объектам для работ будущего года — измерения, геодезия, почвы, освещенность. Зимой собственно создание эскизов и проектирование. Ранней весной важный этап — наблюдать на объекте, как тает снег. С весны и до осени работы в соответствии с планом: дренаж, дорожки, посадки, газон, но сейчас распространены агротехнические приемы, позволяющие проводить посадки крупномерных деревьев даже при отрицательной температуре. И за год-два можно получить взрослый сад. Далеко не все знают, что можно посадить 20-30-летнее дерево. Само создание проекта — процесс достаточно творческий, и к тому же он требует согласования с заказчиком, поэтому сроки исполнения проекта могут сильно отличаться.
— Что первостепенно в ландшафтном дизайне?
— Философия проекта. Раньше мне казалось, что, во-первых, нужно понять, как человеку будет удобно использовать ту или иную зону, как это будет правильно с точки зрения функциональности. А теперь я понимаю, что нужно идти от головы заказчика. Если дизайнеру удастся уловить, о чем будет сад, какие образы в мечтах у клиента, тогда проект сложится, именно поэтому для хорошего понимания нужно многое обсудить с заказчиком и заполнить несколько страниц тех.задания.
С Энтони Полом, известнейшим английским ландшафтным дизайнером
— Кто для вас пример?
— В марте я поехала на Минский ландшафтный форум, потому что узнала, что туда приезжает Энтони Пол. Энтони Пол — это ландшафтный дизайнер из Англии, который создает свои сады уже 45 лет. Его основные принципы мне очень близки: гармоничный сад — это живая экосистема, в нем поют птицы, он вписывается в окружающий ландшафт, он чист от гербицидов. Человек в нем — часть этой экосистемы, ответственный за то, что бы не нанести ущерба среде. И кстати он тоже начал работу в 29 лет. Есть еще несколько менее известных профессионалов, которые меня вдохновляют, но с ними я не по всем вопросам согласна.
— Какой стиль вы предпочитаете?
— Говоря про стили, я скорее выберу эко-стиль, сейчас это очень популярное направление в Скандинавских странах, также мне одинаково нравятся английские сады и модерн. Казалось бы, они диаметрально противоположные, но и те, и другие бывают совершенно прекрасны.
— Каковы плюсы и минусы работы ландшафтника?
— Безусловным плюсом работы ландшафтного дизайнера является то, что она не скучная и очень разнообразная. Тут тебе и аналитика (собрать информацию об объекте), и творчество (придумать концепцию), и математика с черчением (генплан, построение чертежей) и, конечно же, работа на свежем воздухе на этапе авторского надзора на участке. Ну и естественно на всех этапах — общение с людьми. Еще плюсом я бы назвала то, что ландшафтная отрасль в нашей стране только развивается, и, в том числе, в городском озеленении: нам еще предстоит перерасти петунью и бархатцы, и, глядишь, в скором времени и у нас появятся зеленые крыши, многолетники и злаки в городе. В этой сфере есть куда расти и развиваться. Из плюсов еще можно назвать то, что результат работы всегда есть физически — он ощутим, его видно, можно оценить, и он долговечен, хотя и требует ухода. Минусы... При желании минусы можно найти в чем угодно, даже в перечисленных плюсах, но это не мой метод. Я всегда даже в минусах стараюсь плюсы увидеть.
— У вас есть мечты, связанные с вашей работой и профессией? Какие цели вы ставите перед собой?
— Конечно. В перспективе четырех-пяти лет мне бы хотелось создать устойчивую четко структурированную ландшафтную компанию, заниматься не только ландшафтным дизайном на частных участках, но и городским озеленением. Будущим летом я оформлю входную группу одного салона красоты, и это будет мой первый шаг в благоустройстве нашего города. Я буду посещать ежегодные ландшафтные форумы, может, в будущем это будет не только участие в качестве слушателя, но и роль спикера. И хочу отправлять свои работы для участия в ландшафтных конкурсах. Ну а как иначе? Планы должны быть амбициозными.
Оранжерея в ботаническом саду Хельсинки
— Где вы черпаете вдохновение?
— Я получила огромный эмоциональный заряд, посетив сейчас несколько семинаров и Минский Форум. Общение с успешными профессионалами в своей отрасли, которые с горящими глазами рассказывают о тонкостях и секретах работы — это не может не вдохновлять. В Питере мне еще удалось попасть на собрание ландшафтного клуба — это интересный формат, когда в пятницу вечером в кафе собираются единомышленники, и 2 или 3 человека за вечер представляют свои доклады на выбранную тему, поэтому, если подытожить, то отраслевые форумы и семинары, новые знания, ландшафтные путешествия, общение с лучшими в профессии — это то, что вдохновляет и окрыляет.
— Дадите советы будущим дизайнерам?
— Прежде всего надо верить в себя, даже когда никто не верит вокруг. И идти к намеченной цели, пусть по началу это и будут малюсенькие шаги. "Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага".