Анна Рогова, конструктор-модельер предприятия «Зарни пас», считает, что спрос на одежду в этностиле растет с каждым годом.
Уже несколько лет рукодельница шьет вместе с коллегами одежду в народной тематике. Два года назад костюмы «Зарни пас» стали победителем на конкурсе «Платье года». С тех пор мастерицы создали уже четыре коллекции, которые тут же были раскуплены любителями этники.
- Анна, расскажи, как ты пришла к желанию создавать одежду в национальном колорите?
- Мое детство прошло в Воркуте. Училась в Лицее, думала стать врачом — как мама. Собственно, это даже не обсуждалось. Но в выпускном классе я маме осторожно намекнула, что хотела бы попробовать себя в профессии модельера, - и она меня поддержала. Поступать я поехала в Москву, в Академию легкой промышленности. Узнав, что экзамены платные, передумала проходить испытания, но всё же осталась в столице — на курсах при академии. После года, прожитого в Москве, поняла, что, несмотря на то, что за год я узнала много нового, были замечательные преподаватели и их лекции, я не хочу оставаться в этом городе. Москва для меня оказалась слишком шумной и суетливой.
- Ты вернулась на север?
- Я приехала в Сыктывкар и поступила в Сыктывкарский технологический колледж на специальность конструктора-модельера. С тех пор не перестаю шить одежду. А в двадцать лет вышла замуж и родила сына. Мне повезло, и в 2003 году я устроилась на работу в фирму «Левана», которой руководила Тамара Семеновна Кольчурина - мастер по восстановлению народного костюма. Там, можно сказать, я впервые познакомилась с традиционной одеждой - сарафанами и косоворотками.
- Чем же тебя привлекла старинная одежда?
- Чем больше я углубляюсь в изучение истории костюмов, тем больше понимаю, как трепетно, глубоко и творчески женщины подходили к созданию одежды. В орнаменты закладывался глубочайший смысл, чуть ли не вся родословная человека, информация о его занятиях. Всё шилось и вышивалось с молитвами: одежда на самом деле оберегала человека не только от холода, но от любого ненастья и являлась его визитной карточкой.
- Но ведь мы сейчас не ходим в сарафанах. Кем нынче востребована народная одежда, помимо фольклорных коллективов?
- Есть два «вида» народного костюма. Первый — это костюм-реконструкция, когда мы восстанавливаем одежду, следуя определенной музейной экспозиции или описанию по старинной технологии. Например, шьем вручную, вышиваем вручную, делаем ручную набойку и так далее. Это музейное восстановление. Второй вид — это костюм-стилизация, когда мы используем современные материалы, технологии, современное оборудование , чтобы ускорить процесс. Вместо вышивки можем взять готовую тесьму, вместо набойки — готовую ткань с орнаментом. Такую одежду заказывают народные художественные коллективы. С элементами такого стилизованного костюма мы шьем и современные вещи: блузки, платья, рубахи. Для современного этнокостюма вдохновение черпается именно из глубокой старины.
В Сыктывкаре должен появиться Дом национальной моды (фото) - фото 2
- Мне нравится, ты шьешь платье — вроде современное, но в то же время из натурального льна, украшенное набойкой, на рукавах кружева — такой легкий налет сентиментальной старины. Чтобы создать такую модель, которая будет выглядеть именно модной, а не вытащенной из бабушкиного сундука, нужно, наверно, много трудиться не только за швейной машинкой?
- Да, это творческая и интеллектуальная работа в первую очередь. Я постоянно читаю книги по истории костюма, изучаю различные современные материалы коллег, выезжаю на профессиональные семинары. Этномода — это целый мир, который затягивает!
- У тебя трое детей, двое младших — девочки. Они поддерживают твое увлечение?
- Дети тоже растут в стремлении к творчеству. Сын занимается резьбой по дереву, старшая дочка пишет стихи, а вот младшая как раз-таки посещает все мастер-классы, которые устраивает «Зарни пас». Она очень любит рукодельничать. Вообще, как говорит мой муж, семья, где мама швея, — это "диагноз". Это постоянно повсюду нитки, ткани, стук машинки. Но это он шутит. На самом деле, он всегда поддерживал нас в творческих начинаниях. Бывало, когда «горел» заказ, Сережа помогал мне даже смётывать по ночам.
- Сейчас у предприятия «Зарни пас» хорошее помещение, есть сотрудники, которые помогают управляться с делами. Давно есть и постоянные клиенты, а одежда в этностиле становится всё более модной. Вы планируете расширяться?
- Мы мечтаем о создании дома национальной моды. Сегодня это уже востребовано, - мы видим по растущему количеству заказов.
- Во сколько примерно обходится реконструированный народный костюм?
- Вышитая льняная рубаха, сарафан с набойкой, головной убор, традиционные вязаные носки, обувь, плетеный пояс — это будет стоить от 18 тысяч рублей. Вроде и цена небольшая, тем не менее, когда коллективу нужно заказать с десяток таких костюмов, сумма получается приличная, - не все фольклористы готовы к таким тратам. Думаю, обязательно должна быть государственная поддержка таких инициатив.
В Сыктывкаре должен появиться Дом национальной моды (фото) - фото 4
- Анна, а сама ты носишь народную одежду?
- Конечно! У меня есть замечательные летние платья и блузки, скроенные в этностиле. Но вообще я сапожник без сапог (смеется), - хотела бы сшить себе настоящую епанечку на зиму, но пока совершенно не остается на это времени.