На этой неделе в Сыктывкаре впервые пройдет показ фильмов-лауреатов Международного фестиваля «Лучезарный ангел». Акцию назвали «днями доброго кино».
О том, что за картины везут в столицу республики и чем нынче живет киноотрасль Коми, мы поговорили с директором «Комикиновидеопроката», членом Союза кинематографистов РФ Виталием Лифляндским.
- Виталий Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, в чем особенность фестиваля «Лучезарный ангел»?
- Девиз фестиваля: «Доброе кино возвращается». Я считаю, наше современное российское кино очень непрофессиональное, хороших фильмов, особенно рассчитанных на детского зрителя, - единицы. Вот эти крупицы настоящего «золота» и собрал фестиваль «Лучезарный ангел». Кинопоказы развернутся не только на десяти площадках Сыктывкара, но и в других муниципалитетах республики. Подчеркиваю, что все фильмы можно будет посмотреть бесплатно, и хочется, чтобы горожане не упустили этот шанс, и увидели фильмы, которые оправдывают кино как вид искусства.
Помните, известную фразу Ленина: «Сегодня для нас важнейшим из искусств является кино»? Так вот, то, что сегодня показывают современные кинотеатры уже давно перестало быть искусством. Такие фестивали как «Лучезарный ангел» призваны реабилитировать кино, возродить культуру кинопросмотров и обсуждения фильмов. Хотим мы того или нет, но именно экран больше всего воспитывает молодежь.
- Нынешний год объявлен Годом кино в России. Повлияет ли это как-то на развитие киноотрасли нашей республики? Что вообще означает «год кино» - будем больше фильмов смотреть, появятся новые кинотеатры, будут сниматься новые картины в Коми?
-К сожалению, наш регион не вписался в федеральную программу по оснащению кинотеатров. Мы подавали десять заявок, мечтая переоснастить районные кинозалы, ни одна из них не была поддержана. Государственные субсидии получат кинотеатры Липецкой области, Башкортостана, Татарстана и другие. Мне сложно объяснить выбор государственной комиссии, которая решала, кому смотреть кино, а кому — нет.
Виталий Лифляндский:
На год кино у нас обширные планы, но их реализация полностью зависит от нас самих, дополнительных средств никто выделять не будет. Цель нашего учреждения — сохранить, несмотря ни на что, киноотрасль республики: в райцентрах, деревнях должны быть работающие киноустановки. Я не говорю о городах, потому что там все-таки есть коммерческие кинотеатры. Но в селе никто не откроет кинозал, а ведь там тоже живут люди, которые хотят смотреть фильмы на большом экране.
Виталий Лифляндский:
- Есть какая-то статистика?
- Плачевная. Из 800 киноустановок в республике осталось всего 70 работающих. Из них только 3 работают на пленке, остальные цифровые. Это вообще беда, что уничтожаются пленочные киноустановки. Приходит недальновидный, далекий от искусства руководитель в район и списывает непонятный ему аппарат в утиль. А ведь пленка и цифра очень отличаются! Как объяснить вам... В пленочных фильмах есть... воздух. Наша задача сегодня не только сохранить оставшиеся киноустановки, но и построить новые, пусть и цифровые.
Виталий Лифляндский:
- Виталий Геннадьевич, вы много лет работали редактором республиканского киножурнала «Парма ёль», а до этого редактором кинохроники северо-запада СССР, нет ли у вас желания возобновить съемки документальных кадров о Коми?
- Это одна из надежд «Комикино» - возрождение кинолетописи. Самое интересное, что в масштабах республиканского бюджета на это и не требуется много средств, но поддержка нужна обязательно. Хроника жизни республики — это дело государственной важности. Когда в начале 90-х мы основали «Комикинокомпанию «Парма Ёль» и самостоятельно снимали документалистику, тогдашний Глава Республики Юрий Спиридонов предложил создать редакцию киножурнала «Парма Ёль» и поставить ее на государственное финансирование. При этом мы никогда не были политизированы и не подстраивались под власть, - просто фиксировали происходящее вокруг и хорошее, и плохое. Кинохроника — это живая история и память для последующих поколений, ведь, например, черно-белая пленка может храниться до 500 лет. К сожалению, в 2004 году Государственное учреждение Редакция киножурнала «Парма Ёль» прекратила свое существование.
- Многие могут сказать, что сегодня есть телевидение, в новостях отражаются все события современности, - зачем нужно кино?
- Точно так же считали и те, кто «продавил» решение о «ненужности» нашего киножурнала. Телевидение (телевизионные фильмы) и кино — это совершенно разные вещи, и цели у них различны. Для кино не важна сиюминутность, мы не ищем «шоу». В документалистике нет постановочности и нет ведущего (журналиста). Кино передает дух эпохи и показывает непосредственно героев в их обычной жизни.
- Сегодня многие люди сами снимают себя, родных, друзей на камеру... Может, прошла эпоха того кино, которое снималось единицами для всех? Может, теперь пришло время, когда каждый сам себе режиссер?
- Знаете, почему я не даю сольных скрипичных концертов? Потому что я не скрипач! Сегодня каждый человек, купивший цифровой фотоаппарат, уже считает себя Эйзенштейном. Я столько лет в кино, но не называю себя режиссером и оператором. Организатором, редактором, сценаристом — да, потому что этими профессиями я владею. Я убежден, что кино, если оно выходит за рамки отдельной компании друзей, должны снимать профессионалы. К сожалению, сегодня у нас идет масштабная профанация искусства кинематографа. Современное российское кино зачастую очень непрофессионально.
Виталий Лифляндский:
- Но ведь вы сами проводите конкурс «Моя КИНОлетоPEACE», приглашая всех желающих к участию?
- Да, подобные конкурсы — это возможность обнаружить талантливых ребят, которые при желании могли бы совершенствовать свои навыки в кино. Например, в прошлом году на просмотре любительских фильмов я познакомился с одним способным молодым человеком. И первое, о чем мы с ним заговорили, - про поступление во ВГИК, потому что, прежде всего, нужно учиться, чтобы иметь твердую базу в этом направлении. Он мне ответил, что «Москва» - это слишком дорого для него. Но я, например, для талантливых людей готов сделать все возможное, подключить все свои связи, чтобы помочь им получить образование, - с тем, чтобы профессионал потом вернулся в Коми и помогал возрождать местный кинематограф, и снимал качественные фильмы о республике.
- Давайте вернемся к Году кино. Чем он ознаменуется для Республики Коми?
- Год кино мы открываем 1 марта в стенах Академического театр драмы имени В. Савина лирическим моноспектаклем-размышлением «Пять рассказов Шукшина». Перед сыктывкарцами выступит талантливый рассказчик, актер театра и кино Владимир Борисов. Эстафета ушедшего Года литературы будет символично передана начавшемуся Году российского кино спектаклем, посвященным памяти выдающегося мастера отечественного кинематографа, народного писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина.
Надеюсь, что все мероприятия, которые мы запланировали на этот 2016 год, сможем провести на достойном уровне. Это не только «Дни доброго кино», но и «Парижские сезоны», посвященные французским короткометражным фильмам, и дни китайского кинематографа, и фестиваль «Без барьеров», задуманный совместно с обществом инвалидов, и различные конкурсы.