В столице Коми прошел бизнес-форум "Предпринимательская инициатива-2016". В рамках его на секции "Финно-угорский дизайн, брендинг и стартапы" развернулась острая дискуссия.
Модератором площадки выступил Олег Моторин, наш земляк, который сейчас живет и продвигает коми бренды в Москве, сообщает "Комиинформ". Говорили о "монетизации" народных промыслов.
Дело в том, что в настоящее время ни одно из государственных ведомств не берет под свое крыло ремесленников. По словам Светланы Туровой, дизайнера, создающего одежду в национальных узорах, в министерстве экономического развития говорят, что адепты народной творчества занимаются культурой и посылают в министерство культуры. Там, в свою очередь, отсылают в министерство экономики: мол, вы занимаетесь зарабатыванием денег. Собравшиеся решили, что необходимо ускорить определение правового статуса ремесленника.
Любопытно, что на секции выступил и постоянный представитель Республики Коми при Президенте РФ Григорий Саришвили. Он пообещал нашим ремесленникам устраивать выставки-продажи на базе постпредства в Москве и организовать госзакупку их сувениров, которые они могли бы раздавать важным гостям. Однако после своей речи представитель власти покинул площадку, и предприниматели-ремесленники остались наедине со своими проблемами.
"Нельзя сказать, что от властей нет никакой поддержки. При покупке техники нам субсидировали 50% ее стоимости. А это и швейное оборудование, и два гончарных круга, и станки для работы с деревом. Но далеко не всегда деньги идут на то, что нужно. Иногда они распыляются", - заметил руководитель предприятия народно-художественного промысла "Зарнипас" Ефим Канев.
Директор рассказал из чего обычно складывается стоимость продукции "Зарнипас". Примерно 5% составляет покупка материала, а остальное — работа мастера. Кроме того, необходимо заложить траты на налоги, выплаты в различные фонды, аренду - в результате производство перестает быть выгодным. Либо нужно продавать изделия народного творчества по баснословной цене. "Только говорят о том, чтобы сделать послабления ремесленникам, но конкретики никакой", - резюмировал Канев.
Мастер художественного литья Игорь Андриянов столкнулся с тем, что не может реализовать свою продукцию. Он обозначил две основные причины: снижение покупательской способности и отсутствие рекламы. Андриянов считает, что необходимо создать системный подход со стороны государства по популяризации народных промыслов, например, с помощью телевидения и печатных СМИ.
Кроме всего прочего, Светлана Турова отметила, что не все рукодельники имеют возможности выезжать на выставки за пределы Коми. По ее словам, министерства отправляют на форумы по квотам не индивидуальных предпринимателей-ремесленников, а мастеров, которые являются работниками подведомственных им учреждений. Создатель бренда "Югыд-арт" считает, что у всех мастеров должны быть равные права и возможности, чтобы представить свою продукцию.