С аншлагом в Национальном музыкально-драматическом театре РК прошел спектакль «Дачники» по пьесе Николая Щукина.
Постановка получила право на существование благодаря проекту «Эскиз новой пьесы», который проводился в театре с января по декабрь 2015 года.
Напомним, суть проекта заключалась в чтении произведений, которое выносятся на суд зрителей. По итогам анкетирования и голосования пьеса «Дачники» стала победителем. Вероятно, спектакль понравился легкостью и незлобливым юмором, когда в ситуациях обычных будней поднимаются вопросы любви к труду и преемственности поколений.
Сюжет прост. Мы видим две семьи: старшее поколение возделывает грядки на радость своим домочадцам и ухаживает за домашней скотиной, их дети полностью погрузились в городской быт, навещая дачных пенсионеров только по праздникам, а молодежь, внуки...
Вот тут интересный поворот! Несмотря на то, что выпускники школы Павлик и Инга вполне современные подростки, они искренне рассуждают о выборе будущей профессии, о том, что нужно беречь коми язык и заботиться о родной земле. Именно они, по версии автора, и могут продолжить дело стариков.
Смехом встречал зал сцены домашнего быта горожан, их реплики по поводу ремонта в квартире или мечты о покупке новой дубленки, или планы о поездке на дачу на казенной машине. Несмотря на то, что действие, очевидно, происходит в конце ХХ века, мировоззренческие темы отношения к жизни не потеряли своей актуальности.
Актеры национального театра смогли показать яркие угадываемые образы «аксакала»- дачника, пенсионера-«барахольщика», который прибирает к рукам всё, что блестит и «плохо лежит», юноши-«романтика» и, конечно, городского обывателя с его меркантильными желаниями «халявы».
Красочные, несколько нарочитые, декорации помогали перенестись зрителю то на дачные участки главных героев, то в городской сквер, то в квартиру.
Несколько не в тему показалась сцена утреннего пробуждения «горожан». Хождение актеров по сцене в «труселях» как-то совсем выбилось из некой красивой лубочности пьесы. Однако зал дружно хохотал над «современниками», артисты весьма натурально постарались изобразить быт среднестатистической семьи, - можно сказать, в этом смысле театр угодил чаяниям зрителя.
Финальная точка спектакля — обрушение дома дачника-«ворюги» - несет больше всего смыслов. Она подытоживает не только сюжетную линию «проходимца» Никанора, но и метания «детей», героев среднего возраста, которые ищут возможности поудобнее устроиться в жизни. Так что в итоге рушится: дом или что-то другое?
Автор пьесы Николай Щукин, режиссер театра Светлана Горчакова создали прекрасную легкую комедию, которая, тем не менее, ставит вечные вопросы.